НДС в России могут повысить до 22%: чего ожидать?

НДС в России могут повысить до 22%: чего ожидать?
37
0
783
2 мин. на чтение

Министерство финансов России предложило повысить ставку налога на добавленную стоимость (НДС) с текущих 20% до 22% с 1 января 2026 года. Эта инициатива, находящаяся на стадии рассмотрения, включена в бюджетный пакет, направленный на укрепление финансовой системы и финансирование приоритетных направлений, таких как оборона и безопасность. История НДС в России знает взлеты и падения: от 28% в 1992 году до 18% в 2004-м и возврата к 20% в 2019-м. В условиях высокой инфляции, санкционного давления и бюджетного дефицита новое предложение вызвало оживленные дискуссии. Пока оно не утверждено, но потенциальные последствия уже волнуют граждан и бизнес. В этой статье мы анализируем инициативу, ее возможное влияние и собираем дополнительные данные, чтобы понять, что может ждать экономику в случае ее принятия.

Анализ предложения и его контекст

Минфин объясняет инициативу необходимостью покрыть растущие бюджетные расходы, особенно на оборону и безопасность. Предложение включает поправки в Налоговый кодекс, внесенные в правительство вместе с проектом бюджета на 2026–2028 годы и изменениями на 2025 год. Льготная ставка 10% сохраняется для социально значимых товаров: продуктов питания (мясо, молоко, яйца, хлеб, крупы), лекарств, медицинской продукции и детских товаров. Это должно смягчить нагрузку на население. Также предлагается ввести налог для букмекеров: 5% от принятых ставок и 25% от прибыли, расширяя налоговую базу.

Финансовый эффект может быть значительным. В 2024 году НДС принес свыше 9 трлн рублей, в 2025-м ожидается 15,7 трлн. Повышение ставки на 2 п.п. способно добавить более 1 трлн рублей в 2026 году, по оценкам экспертов. Для сравнения, рост с 18% до 20% в 2019 году принес около 500 млрд рублей при меньших общих сборах. Минфин утверждает, что это укрепит бюджет, снизит инфляционный тренд и позволит Центробанку опустить ключевую ставку, стимулируя рост экономики.

Банк России считает влияние повышения НДС нейтральным для устойчивой инфляции при условии возврата к нулевому первичному дефициту бюджета в 2026 году. Регулятор подчеркивает, что финансирование расходов налогами предпочтительнее роста дефицита, который мог бы поднять ставки. Однако ЦБ будет отслеживать вторичные эффекты и инфляционные ожидания. В 2019 году аналогичный рост НДС добавил 0,6–0,7 п.п. к инфляции, но итоговый рост цен составил лишь 3%, что было ниже прогнозов.

Эксперты расходятся в оценках. Директор ОТП Банка Дмитрий Голубков называет рост НДС проинфляционным фактором, вызывающим инфляцию издержек, которая трудно регулируется монетарными мерами. Евгений Горюнов из Института Гайдара и Александр Угрюмов из «Газпромбанк Инвестиции» отмечают, что в долгосрочной перспективе снижение дефицита станет дезинфляционным фактором. Софья Донец из «Т-Инвестиций» прогнозирует рост инфляции на 1,5% в первые пять месяцев 2026 года, но затем ожидает ее снижения до 4% и падения ключевой ставки до 10% во втором полугодии. Дополнительные данные подтверждают: вклад в инфляцию оценивается в 0,7–1,2 п.п., с риском замедления роста экономики до 1–1,5% и снижения покупательской способности. Бизнес опасается упреждающего повышения цен, но полный перенос в стоимость товаров маловероятен из-за эластичности спроса. Владимир Цибанов из «ААА Управление капиталом» оценивает прямой вклад в инфляцию в 1 п.п., подчеркивая зависимость от рыночной конкуренции.

В Госдуме ранее предлагали снизить льготную ставку до 5% для продуктов, лекарств и детских товаров, но эта идея не вошла в текущий пакет. Заявления министра финансов Антона Силуанова о неизменности налогов до 2030 года делают инициативу неожиданной, усиливая общественную дискуссию. 

Оптимизируйте свои расходы до возможного роста НДС!

Зарегистрируйтесь в личном кабинете и оформите любой финансовый продукт по действующим ставкам. 

Основные возможные изменения для бизнеса и граждан

Для бизнеса

Если повышение НДС будет принято, бизнес столкнется с ростом издержек на сырье, производство и логистику, что снизит маржу. Компании на упрощенной системе налогообложения могут столкнуться с ужесточением порога освобождения от НДС, что увеличит административную нагрузку. Новый налог для букмекеров ударит по их доходности. Предприятия могут частично переложить нагрузку на потребителей, но степень переноса зависит от конкуренции и спроса. Малый и средний бизнес пострадает сильнее: рост издержек ограничит инвестиции и расширение. В то же время дополнительные бюджетные доходы могут увеличить госзаказы в обороне и инфраструктуре, создавая возможности для крупных игроков. Эксперты прогнозируют замедление экономического роста до 1–1,5%, с особым давлением на малые предприятия. В Госдуме отмечают риск цепного удорожания, усугубляемого санкциями.

Для граждан

Граждане могут столкнуться с ростом цен на товары и услуги, не подпадающие под льготы. Ожидается умеренная инфляция на уровне 1 п.п., что увеличит стоимость электроники, одежды, услуг и импортных товаров на 1–2%. Льготная ставка 10% защитит базовые категории — продукты, лекарства и детские товары, — составляющие значительную часть потребительской корзины. Это смягчит удар для семей с низким доходом, но средний класс ощутит снижение покупательской способности. В долгосрочной перспективе снижение ключевой ставки может удешевить кредиты и ипотеку, частично компенсируя потери. Однако эксперты предупреждают о риске сжатия спроса, особенно если инфляция превысит прогнозы.

Заключение

Предложение Минфина о повышении НДС до 22%, пока находящееся на рассмотрении, — это попытка сбалансировать бюджет в условиях высоких расходов, но с рисками для экономики. В краткосрочной перспективе граждане и бизнес могут столкнуться с ростом цен и издержек, хотя льготы смягчат удар по базовым товарам. В долгосрочной перспективе снижение дефицита может стабилизировать финансы и ставки, но без мер поддержки бизнесу и населению есть риск рецессии. Реакция Центробанка и итоговое решение Госдумы определят, станет ли это шагом к устойчивости или новым вызовом для экономики. Пока инициатива не утверждена, бизнесу стоит готовиться к возможным изменениям, оптимизируя затраты, а гражданам — учитывать рост цен в планировании бюджета.

Эта статья была вам полезна?
Для нас очень важна ваша обратная связь. Поэтому просим оценить полезность данной статьи. Благодарим, что помогаете нам делать контент интереснее.
37 0
Комментарии

Сообщения не найдены

Написать комментарий