Профессиональная сфера требует постоянного внимания к деталям, независимо от календаря. В период, охватывающий лето и начало осени 2025 года, законодательство в области государственных и корпоративных закупок (по 44-ФЗ и 223-ФЗ) претерпело ряд значимых изменений. Мы собрали воедино все ключевые новации, вступившие в силу или анонсированные в этот период, чтобы вы могли оперативно адаптировать свои бизнес-процессы и избежать штрафов. Общая тенденция: повышение прозрачности, цифровизация и приоритет отечественных производителей.
1. Корректировки нормативной базы
Упрощение и усиление контроля национального режима
С 19 июня, а также с 1 сентября 2025 года обновлены правила подтверждения страны происхождения товаров, особенно для медикаментов и медицинских изделий. Главные изменения:
- Упрощение для ЕАЭС: Уточнены процедуры подтверждения происхождения товаров из стран Евразийского экономического союза.
- Срок действия реестра: Срок действия отдельных записей в реестре российской промышленной продукции продлён с трёх до пяти лет (с 16 августа 2025 года), что снижает административную нагрузку на поставщиков.
- Исключения: Национальный режим теперь не действует для закупок, проводимых российскими заказчиками за рубежом.
Для бизнеса: Эти меры упрощают верификацию и делают конкуренцию более предсказуемой. Однако заказчикам необходимо оперативно пересмотреть внутренние регламенты и усилить аудит цепочек поставок, чтобы минимизировать риски дисквалификации.
Централизация крупных споров
С 21 июня 2025 года жалобы по крупным тендерам (с начальной максимальной ценой контракта, НМЦК, более 500 млн рублей) будут передаваться из региональных отделений Федеральной антимонопольной службы (ФАС) в её центральный аппарат.
Для бизнеса: Централизация повышает объективность и унифицирует правоприменительную практику. Но это может временно увеличить сроки разрешения конфликтов. Участникам закупок нужно тщательнее готовить свою аргументацию.
Нормирование закупок: Приоритет экологичному транспорту
С 25 июня 2025 года при закупке автотранспорта государственные заказчики обязаны отдавать предпочтение электромобилям и транспорту на газомоторном топливе. Закупка бензиновых и дизельных моделей допускается только в исключительных случаях с обязательным обоснованием.
Для бизнеса: Это отражает федеральную стратегию по снижению углеродного следа. В краткосрочной перспективе это потребует дополнительных инвестиций в инфраструктуру, но в долгосрочном плане соответствует программам устойчивого развития.
Расчёт НМЦК
С 30 августа 2025 года при нормировании цен на строительные ресурсы разрешено использовать рыночные котировки из договоров купли-продажи на электронных торговых площадках. Это расширяет базу данных для расчёта начальной цены контракта.
Для бизнеса: Расширение базы данных повышает точность ценообразования и минимизирует риски искусственного завышения или занижения цен. Для эффективной работы потребуется внедрение автоматизированных систем анализа.
2. Ключевые изменения в исполнении контрактов
Изменение условий контракта
С 1 января 2026 года заказчики смогут корректировать существенные условия контрактов на благоустройство территорий (например, озеленение) по тем же основаниям, что и для строительных контрактов (непредвиденные обстоятельства, изменение технического задания).
Для бизнеса: Гармонизация правил расширяет гибкость исполнения контрактов, позволяя оперативно адаптироваться к внешним факторам (например, погодным условиям). Однако это требует строгого документирования всех обоснований, чтобы избежать злоупотреблений.
Планирование закупок по 223-ФЗ: Расширение надзора
С 1 января 2026 года Корпорация МСП расширит контроль за закупками: в перечень подконтрольных организаций войдут более 200 новых субъектов, включая аэропорты и ресурсоснабжающие компании.
Для бизнеса: Расширение надзора усиливает конкуренцию и прозрачность в корпоративных закупках, способствуя вовлечению малого и среднего предпринимательства (МСП). Новым субъектам придётся адаптироваться к повышенным требованиям к отчётности.
3. Разъяснения контролирующих органов и судебная практика
Контролирующие органы продолжают устранять разночтения, а Верховный Суд РФ укрепил ряд важных позиций:
- Страна происхождения. Подтверждено, что участник должен декларировать в заявке только одну страну происхождения товара. Указание нескольких стран делает условие несогласованным.
- Упущенная выгода. Суд подтвердил: незаконное отклонение заявки не даёт права на взыскание упущенной выгоды, поскольку предполагаемый доход зависит от множества факторов и не может быть точно определён. Компенсации ограничены только доказуемыми убытками.
- Третейские суды (по 223-ФЗ). Условие о передаче спора в третейский суд допустимо только при наличии альтернативы — возможности рассмотрения дела в арбитражном суде.
FINLEO: Ваш проводник в мир госзакупок
Общая тенденция в регулировании закупок — к цифровизации, унификации стандартов и экологизации приоритетов, что усиливает прозрачность и конкуренцию. В то же время, растущая сложность норм диктует необходимость проактивного подхода: регулярного обучения персонала, автоматизации систем и интеграции новаций в корпоративные планы.
Оформление любого продукта на FINLEO проходит в понятном и прозрачном режиме. Мы упрощаем выбор, предоставляя возможность создания мультизаявки. Вместо того чтобы тратить время на поиск и сравнение, вы получаете несколько предложений по вашей заявке в режиме одного окна. Также у вас есть возможность общаться напрямую с партнерами из заявки.
Как это работает:
- Зарегистрируйтесь в личном кабинете
- Заполните заявку
- Получите предложения от 80+ банков
- Выберите наиболее подходящее и оформите заявку.
Заведите заявку в личном кабинете FINLEO прямо сейчас, чтобы получить лучшие предложения по банковским гарантиям и быть готовым к участию в любых, даже самых крупных, тендерах.